Постоянные и переменные 2. Разбираем на примере
После моей заметки об отнесении рекламы к постоянным затратам меня попросили объяснить это на конкретном примере.
В качестве примера приведу всю ту же мою подругу с ее сетью «салонов красоты» 🙂
Хочет она открыть еще один салон и требуется рассчитать точку безубыточности.
Условно в месяц она планирует получать со своего нового салона не менее 150 тысяч рублей выручки.
К переменным затратам у нее относятся: сырье, материалы, сдельная зарплата мастеров, водоснабжение (счетчики).
К постоянным отнесем аренду, оплата услуг бухгалтера, ее з/плату, налоги, эл/энергия. Сюда же прибавим рекламу. Таким образом, в среднем получается:
Аренда – 12 тыс. руб.
Оплата услуг бухгалтера (аутсорсинг) 1,5 тыс. руб. в месяц
Ее з/плата 20 тыс. руб.
Налоги – 3 тыс. руб.
Эл/энергия – 1,5 тыс. руб.
Реклама 10 тыс. руб.
Итого – 48 тыс. руб.
Теперь посчитаем маржинальность. Маржинальность в процентах — это отношение разницы между ценой и себестоимостью к цене.
В данном примере средняя стоимость одной услуги в ее салоне – 700руб.
Себестоимость услуги в ее салоне – 450 руб.
Маржинальность: (700-450)/700*100 = 35,7%
Теперь определим точку безубыточности:
ТБУ = Постоянные затраты / маржа = 48000/35,7% = 134454 руб.
Т.е. при объеме продаж в 134454 рублей в месяц ее новый салон красоты работает в ноль, маржинальный доход покрывает постоянные затраты.
А вот если мы рекламу отнесем к переменным затратам, то сумма постоянных затрат уменьшиться и составит 48-10=38 тыс. руб.
ТБУ = 38000/35,7 % = 106443 руб.
134454-106443 = 28011 руб.
Разница в суммах заметна, верно? 🙂
Мы посчитали, что ТБУ в нашем примере при отнесении расходов на рекламу к постоянным затратам равна 134454 рублей в месяц. Теперь нужно понять, откуда брать эти деньги. Очевидно, что с клиентов.
При среднем чеке в 700 руб. ей потребуется:
134454 / 700 = 192 клиента в месяц
При этом она только сможет покрыть постоянные затраты 🙁
Ну а если мы отнесем рекламу к переменным затратам, то получим:
106443/700 = 152 клиента
В месяце 30 рабочих дней, соответственно:
192/30 = 6,4 ≈ 7 клиентов
Или 152/30 = 5 клиентов в день
А теперь главное:
Если владелица станет ориентироваться на тот факт, что при обслуживании в месяц 152 клиентов, ее салон сможет покрыть постоянные расходы, а остальные расходы уже будут закрываться за счет получаемой прибыли, то угадайте, через сколько месяцев она, наконец, обнаружит, что работает в убыток?
С одного небольшого салона ей придется покрывать не только переменные затраты, но и часть постоянных в размере 28011 руб. в месяц, о которых она даже не будет подозревать.
Короче, учет рекламы в переменных затратах приведет ее к очень низкой прибыли, а может даже и к убыткам примерно через полгода работы нового салона.
И еще одно.
Расходы на рекламу подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку. Коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году в полном объеме по обычным видам деятельности. Это еще раз подтверждает, что рекламу лучше учитывать в постоянных затратах.
Будьте успешными!
Всегда Ваша, Елена Родионова